И какой же кельтский бог не любит быстрой езды?
Пристрастие британцев к быстрой езде и стильным автомобилям имеет глубокие корни. Еще во времена железного века, до завоевания Англии римлянами, древние кельты обожали езду на колесницах. Об этом говорит находка, сделанная студентами-археологами Университета Лестера на раскопках в Бэрроу-Хилл, в одной из кельтских крепостей неподалеку от города Мелтон-Моубрей в графстве Лестершир.
Археологи обнаружили детали колесницы, которую 2,2 тысячи лет назад то ли разобрали, то ли никогда даже не собирали, тщательно уложив в ящик резного дерева и укрыв мелко нарезанной пшеничной соломой. Ящик опустили в специально вырытый колодец, а затем ритуально сожгли в качестве подношения богам.
Но металлические предметы сохранились. А именно: две железные колесные чеки с бронзовыми шляпками, два бронзовых кольца для крепления этих чек, три бронзовых кольца покрупнее, сквозь которые должны проходить поводья, и еще пряжки, крепления, заклепки, элементы уздечки и прочее. Судя по размерам, колесница предназначалась для пони. Может быть, сразу для двух.
Древнеиспанская защита
Археологи исследовали один из самых могущественных городских центров Европы бронзового века
Предметы украшены богатым орнаментом, и некоторые из них подпадают под британский закон о сокровищах от 1996 года, согласно которому требуется в двухнедельный срок официально уведомить власти о своей находке. В узорах орнамента преобладает мотив трискелиона — древнего символа, представляющего собой три бегущих ноги или три волнистых линии, выходящие из одной точки. Этот символ, кстати, изображен на флаге острова Мэн, владения британской короны. Судя по всему, колесница была пожертвована богам семьей очень знатного человека — воина или нобля.
Лестерские археологи ведут эти раскопки уже в течение пяти лет. Студентам помог металлоискатель, засигналивший неподалеку от развалин одного из зданий внутри крепости. Чтобы добраться до источника сигнала, пришлось вырыть весьма глубокий колодец.
— Когда выяснилось, что мы обнаружили настоящий клад, пролежавший под землей почти две с половиной тысячи лет, — говорит Нора Бэттерманн (Nora Batterman), одна из студенток, — я осознала, что произошло событие, которое бывает только раз в жизни.
Вообще-то жертвоприношения в Британии железного века были обычным делом. Так древние бритты отмечали важные семейные события — свадьбу, рождение ребенка и т.п. Возможно также, жертвы приносили перед дальним путешествием, моля богов о благополучном возвращении.
Жертвовали самые разные вещи, в том числе сельскохозяйственные железные орудия. Человеческие жертвы не практиковались, хотя, вероятно, и не были безусловным табу — однажды археологи обнаружили череп человека, расколотый каменным жерновом и погребенный под ним. На жернове лежала бронзовая брошь. Что это означало, точно неизвестно, однако находку можно трактовать как человеческое жертвоприношение.
Ритуалы обычно совершались непосредственно перед домом, а сожженные остатки закапывали. Несколько таких «укладок» обнаружено и в ходе раскопок в Бэрроу-Хилл.
Жертвенные колесницы находили и раньше, но только в могилах. В Британии таких захоронений — около десятка, однако колесница, сожженная в качестве подношения не усопшему, а богам, обнаружена впервые. По-видимому, бритты считали, что боги, как и они сами, предпочитают пользоваться именно этим видом транспорта.
А то, что у бриттов колесницы были очень популярны, известно давно — от самого Юлия Цезаря. Рассказывая о своем вторжении в Англию, он упоминает, что в одной из битв участвовали четыре тысячи колесниц. Археологи и просто любители побродить с металлодетектором регулярно находят металлические детали колесниц, относящиеся к периоду от 300 года до нашей эры по 54 год нашей (дата римского завоевания). За последние 20 лет обнаружено около шести сотен разбросанных по всему острову металлических деталей колесниц — бронзовые кольца, железные чеки и другие детали.
По оценкам, в ту пору по острову колесили десятки, а может быть, и сотни тысяч подобных экипажей. Причем на приличных скоростях — до 30 километров в час. Это были многоцелевые экипажи: и для поездок, и для битв, и просто для прогулок в свое удовольствие. Конструкция колесниц не предполагала никаких систем безопасности, поэтому ДТП, считают ученые, были не редкостью — совсем как в наше время.