ОБИН МЕЙЕР ПЫТАЕТСЯ НАЛАДИТЬ КОММУНИКАЦИЮ С НАСЕКОМЫМИ В РАМКАХ СВОЕГО SCIENCE-ART-ПРОЕКТА
С 4 по 8 октября в Никола-Ленивце представляют первую часть проекта «Апиариум» / Apiarium, который посвящен исследованию взаимодействия человека и пчелиного сообщества (science-art-резиденция If The Lion Could Speak). Проект «Апиариум», объединяющий художников, зоологов, программистов и архитекторов, пытается понять, как помешать вымиранию этих насекомых и выстроить с ними систему коммуникаций. Один из авторов проекта — швейцарский художник Робин Мейер рассказал COLTA.RU о связи науки с искусством и о том, чем пчелы похожи на людей.
— Вы показываете в Никола-Ленивце довольно необычный для российского зрителя проект. В чем его смысл?
— Мы пытаемся, используя язык искусства, поднять проблему исчезновения вымирающего вида насекомых — медоносных пчел, которые жизненно необходимы человеку. Для этого мы придумали прозрачный улей и запустили туда пчел, чтобы можно было наблюдать за тем, как они работают, общаются друг с другом, реагируют на внешние явления. Конечно, всем известно, что улей — это высокоорганизованное сообщество, где есть свои вожаки, королевы, кормилицы, рабочие. Производство меда напоминает виртуозный танец, который возникает за пределами улья и продолжается внутри. Абстрактно об этом знают все, но кто мог до сих пор наблюдать за этим? Наш прозрачный улей делает такое наблюдение общим. Я вместе с моими коллегами и соавторами идеи Сирилом Генри и Дмитрием Морозовым хочу пойти еще дальше: с помощью специальных кормушек и паяльных станций мы создадим специальное пространство, чтобы обучать пчел реагировать на определенные коды и цвета.
— То есть?
— В рамках нашего эксперимента мы пытаемся общаться с пчелами с помощью компьютерных технологий и программирования. При этом мы хотим выяснить, как меняется поведение пчел под воздействием тех или иных внешних факторов — например, света или магнитных полей. Отдельная задача — понять, как влияет на них музыка или вообще любые акустические знаки. С помощью различных инструментов мы исследуем, как можно помочь пчелам сначала ориентироваться среди пестицидов и монокультур, а затем избегать их. Благодаря нашим «звуковым» тренировкам они, вполне вероятно, смогут научиться «вычислять» растения, обработанные вредными веществами, и держаться от них подальше. Вообще-то одна из основных причин вымирания пчел — это пестициды.
Мы вели диалог с пчелами, используя музыку, отправленную в космос как послание для инопланетян.
— А почему вдруг пчелы?
— Это довольно увлекательные насекомые, полные парадоксов. С одной стороны, мы знаем о них достаточно много, с другой — ничего. Пчелы необходимы как опылители, это их важнейшая функция, которую никто, кроме них, больше не может выполнять. Так что люди в них нуждаются. В то же время их укусы могут быть опасны для человека. Мы считаем, что можем декодировать пчелиный язык, но тем не менее до сих пор до конца не понимаем их хаотичного движения. Есть нечто глубоко странное и противоречивое в системе отношений человека и пчел. Это только подпитывает наш интерес.
— Вообще внимание к пчелам в искусстве — не новость.
— Самое интересное — это декодирование пчелиного языка, который люди пытаются понять с древнейших времен. Одно из доказательств — сохранившиеся изображения ульев в египетских пирамидах. Кроме того, уже тогда было известно об их фармакологических свойствах. В течение столетий пчелы в самом деле не раз оказывались в фокусе внимания художников. Сейчас пришло время выстроить коммуникацию с ними с помощью инструментов науки. Мы хотим получить вполне прикладные результаты, например, разработать линейку электронных средств и программ для пчеловодов, чтобы рассчитывать количество пчел, отслеживать их рост, состояние здоровья, активность.
— И как же можно решить проблему сокращения популяции?
— Одним методом тут не справиться. Необходимо снизить нагрузку на пчел в промышленном пчеловодстве, которое ослабляет их здоровье, сократить разведение монокультур в сельском хозяйстве. В городах должно быть больше зеленых насаждений не только в парках, но и на крышах — это создаст полноценную экосистему. Кроме того, пчелам вредят пестициды, паразиты, промышленные отходы — их количество нужно значительно сокращать. Удаленный мониторинг ульев с помощью современных компьютерных технологий поможет предотвратить многие болезни.
© Robin Meier
— Вы, кажется, не в первый раз этим занимаетесь?
— Да, конечно. Например, два года назад мы вместе с Али Момени уже делали что-то похожее. Внутри галереи, расположенной в одном парке, — дело было во французском городе Нанте — был установлен прозрачный улей, созданный по образцу космического зонда Voyager. Мы так же, как и сейчас, пытались выстроить диалог с пчелами, используя музыку, которая была отправлена в космос на борту Voyager как послание для иноземных существ. На примере пчел нам хотелось понять, насколько универсальны эти звуки.
— А искусство действительно может помочь в решении экопроблем?
— Художественный подход принципиально отличается от научного. Искусство построено на интуиции, на субъективных ощущениях. Это позволяет художнику экспериментировать с вещами, которые могут показаться бессмысленными науке, но все-таки важны. Иными словами, искусство может посмотреть на любую проблему под новым, часто неожиданным, углом.
— Понятно, а как будет развиваться ваш проект дальше? Продолжите эксперимент или начнете новый?
— Наша следующая цель — строительство архитектурного объекта, целого большого павильона для наблюдений за жизнью пчел. Правда, это только наши планы, получится или нет, говорить пока трудно.